Сергей Азарин,
новости Альянса «Мир ХавардАР»:
16 год Эпохи Мира ХавардАР


примечание: если не открываются некоторые фотографии, это нормально


     1 день 6 месяца 16 года
     17 августа 2021, 08:00 + 19:00
     17300 день земного пути Сказочника
     7139 день от Рождения Великого Ёжжмы
     5629 день от издания Книги ХавардАР






     1 день 6 месяца 16 года
     17 августа 2021, 23:20

     Сказка на ночь:

     «Мать» (“Madeo”, directed by Bong Joon-ho, 2009)

     Story by Bong Joon-ho.
     Screenplay by Park Eun-kyo, Bong Joon-ho.
     Music by Lee Byeong-woo.

     Детективная история, с примесью драмы, ода матери, но больше, притча о том, насколько далеко может зайти мать в безумии своём, спасая дитя от беды неминуемой, и не важно, какая она мать, умная или глупая, красивая или не очень, богатая или бедная, мамы все хороши, даже те мамы, которые убивают своих детей, ведь это тоже делается от большой материнской любви.

     Ещё одно творение сценариста и режиссёра Пон Джун-хо (Bong Joon-ho), явившего в мир такие сказки, как «Воспоминания об убийстве» (“Salinui chueok”, directed by Bong Joon-ho, 2003) и «Паразиты» (“Gisaengchung”, directed by Bong Joon-ho, 2019). В истории про мать всё намного сложнее, это интересно закрученный детектив, где в роли расследователя выступает мама, имеющая ограниченные возможности во всех сферах, в том числе и в сфере разума, действующая больше по инстинкту "сын в опасности, надо спасать".

     Не могу не вспомнить две истории, где тоже рассматривался материнский психоз:

     - великолепная и мрачная драма «Трясина» (режиссёр Григорий Чухрай, 1978), с участием Нонны Мордюковой, актриса играла персонажа - деревенскую жительницу по имени Матрёна, весь фильм спасающую сына от ужасов второй мировой войны. Прятала его на чердаке своего дома. Отличный драматический триллер, но, к сожалению, не получивший широкого распространения. По эмоциональности и глубине может легко конкурировать с корейским произведением Пон Джун-хо.

     - ещё одна красиво исполненная история «Поэзия» (“Shi”, directed by Lee Chang-dong, 2010). Здесь ситуация почти похожа с историей Пон Джун-хо, только в роли защитницы не мать, а бабушка, и спасала внука от уголовного преследования, его обвинили в доведении до самоубийства школьницы. Мать во время событий была в другом городе, работала безвылазно. Фильм заканчивается трагично. В финале никто не танцует. Но и не рыдает. Пустота и безысходность.

     Начало истории не может не вернуть зрителя к фильму «Воспоминания об убийстве» (“Salinui chueok”, 2003). Такое впечатление, что режиссёр засветился большими идеями, когда делал тот фильм, взял кусочек оттуда и развил до полноценного сюжета для нового фильма. Зацепила его эта идея, в итоге зритель получил роскошный драматический детектив.

     В фильме 2003 года был такой эпизод, что детективы, расследующие серию убийств девушек, хватают местного дурачка, не отличающего реальность от фантазий, против которого есть косвенные, малозначительные улики, но они начинают раздувать из этого нечто серьёзное, целое уголовное дело. Там отец пытался защищать сына, убеждая народ в его невиновности. В фильме 2009 года эта ситуация получила мощное развитие.

     Есть убийство девушки. Есть местный дурачок. Только на его защиту становится мать.

     Как всё началось и развивалось, история такая:

     Жила-была женщина, вела небольшой бизнес, травы, коренья, иглоукалывания, таких называют знахарками, а лет пятьсот назад ведьмами. Ведуньями, то бишь, знающими всякие секреты о болезнях телесных. Долгие годы не могла стать беременной, однако не теряла надежду, может, это и стало для неё стимулом изучать иглоукалывание, находя особые точки, стимулирующие организм к более активной жизнедеятельности.

     И вот, зачала, выносила, родила сына по имени До-джун. Теперь не может и секунды прожить без сыночка своего, всё думает о нём: как дела у него, не споткнулся ли он, не проголодался ли, не обижают ли его на улице. Ему уж скоро 30 лет будет, а она всё бегает за ним. Вот он писает у стены, а она приходит смотрит, правильно ли он пенис держит, не намочит ли пальцы или одежду, и суп даёт с лекарством. Это не беда, что он ещё не пописал, ведь суп можно пить и во время мочеиспускания. Ну а когда сыночек пойдёт по делам своим, то мама затрёт ногами лужу мочи и прикроет её коробкой, чтобы прохожие не смущались. С малых лет сыночек привык спать рядом с мамой, так до сих пор и продолжается. Пьяный ли он приходит, иль трезвый, ложится спать к маме под бочок...

     Так и шли дни... До-джун не славился умом, все его считали местным дурачком, многое он забывал, абсурд мог воспринять как правду. Мама лечила его кореньями, травами, учила медитировать, но это не особо помогало. Родила его в поздние годы, а такие дети частенько рождаются с отклонениями в психике.

     У До-джуна был друг, Джин-тэ, умный мальчик, местный хулиган, но покровительствовал соседу, вместе они совершали всякого рода приключения. Как-то раз До-джун и Джин-тэ должны были встретиться в местном баре и выпить пиво. Джин-тэ не пришёл, а До-джун напился пьяным и пошёл домой, его выгнала хозяйка бара. Всё это происходит в квартале для бедных, на краю мира, где нет света, только безысходность и всякого рода пороки. По дороге домой До-джун увидел девушку в школьной форме, а время позднее, пошёл за ней, не догнал, так и вернулся домой. А утром все узнали, что школьницу убили, подвесили на перила, словно тряпку сушиться. Полиция быстро определила виноватого - это сделал До-джун, и его арестовали.

     Мать была в шоке. Не может быть! Убийство девушки шокировало всех местных. Да ещё такое наглое. Вся община собралась, чтобы посмотреть на дознание, следственный эксперимент. До-джун по глупости своей во всём признался, ибо он мог признаться в чём угодно, если ему сказать, что - он это сделал. Даже в том, что швырнул метеорит в динозавров 65 млн лет назад: каюсь, это я сделал, простите, люди добрые, не держите гнев.

     С этого момента мама начала выяснять правду. Здесь всё было - и попытка самой расследовать убийство; и поиск адвоката; под подозрение пал и Джин-тэ, который чуть позже смог извлечь немалую выгоду из этой ситуации, обчистив финансовые закрома взволнованной матери. В одном из разговоров Джин-тэ сказал, что правильные полицейские должны сначала установить круг знакомств жертвы и искать убийцу среди них. Так мама До-джуна примерила на себя роль детектива, и весьма успешно смогла проникнуть в тайную жизнь жертвы.

     Её звали А-джон, красавица из школы, популярная среди мальчиков. Готова заниматься сексом с любым, кто предложит, даже с пьяным бомжом, особенно, если предлагали еду в обмен на секс. Но можно и без еды, главное, чтобы пенис стоял. Деньги она боялась брать, ибо в школе могут подумать, что она занимается проституцией, и выгонят, а это закроет будущее, ибо из всех родственников у неё только полоумная нищая бабушка, никакой поддержки. Формально, она была нимфоманкой, ещё и физическим недугом страдала, постоянно текла кровь из носа. Завела себе привычку фотографировать на телефон каждого, с кем занималась сексом.

     И вот этот телефон нужно было найти, чтобы по фотографиям определить настоящего убийцу. Сие было сделано, и убийца был определён. Улики неопровержимые, но только маму До-джуна не обрадовало сие откровение. А потому она пошла на убийство, чтобы сокрыть следы. Ибо улики однозначно указывали на то, что это сделал её сын. Нет, До-джун не трахался с А-джон, но мама нашла того, кто трахался и был свидетелем, как произошло убийство, рассказал всё слишком точно.

     Память До-джуна весьма избирательна, фрагментарна, иной раз он может вспомнить, что было двадцать лет назад. Так открылась небольшая правда из прошлого этой семьи. Что мать хотела убить своего сына, когда ему было пять лет. Она сходила с ума, не зная, как жить дальше, и решила напоить его и себя химическим раствором. Вероятно, этот случай стал для неё причиной, чтобы следить за сыном неустанно, оберегать его от всех бед. И даже согласиться на то, чтобы послать в камеру смертников невиновного мальчика (ну, раз у него нет мамы, то, пожалуй, можно), против которого полиция нашла улики (тоже косвенные и легко опровержимые, но более значительные, чем против До-джуна), что позволило До-джуну выйти из тюрьмы.

     Фильм интересен тем, что здесь ни единого персонажа, которому можно сочувствовать. Каждый несёт в этот мир зло, порок, всякого рода извращения. Это мрачная история о мрачном месте, в котором ни крупицы света. И самое лучшее, что можно сделать, - воткнуть иглу в особую точку на внутренней стороне бедра, чтобы лишить себя памяти обо всём, что было, лишить себя привязанностей и целей, надежд и чувств, принимать мир без какой-либо мысли, просто - танцуя...

     Длительность фильма 2 часа 09 мин 01 сек. Смотрел исключительно в цветной версии. Ибо фильм был выпущен в двух вариантах, в цветном и чёрно-белым. Кому как нравится.

     В РОЛЯХ:
     "мама, Юн" - Ким Хе-джа (Kim Hye-ja)
     "Юн До-джун" - Вон Бин (Won Bin)
     "Джин-тэ" - Чин Гу (Jin Goo)
     "Дже-мун" - Юн Джэ-мун (Yoon Je-moon)
     "Мун А-джон" - Мун Хи-ра (Moon Hee-ra).

     Моя оценка фильму +5 баллов (из 10). таблицу рейтинга смотреть здесь



     1 день 6 месяца 16 года
     17 - 18 августа 2021, 02:04

     Сказка на ночь:

     «Просто помиловать» (“Just Mercy”, directed by Destin Daniel Cretton, 2019)

     Written by Destin Daniel Cretton, Andrew Lanham.
     Based on the book “Just Mercy: A Story of Justice and Redemption” by Bryan Stevenson.
     Music by Joel P West.
     Based on a true story.

     История, основанная на реальных событиях, привлекает внимание и немного шокирует то, что это не легенда о Старых Днях, даже не о днях середины прошлого века, этот кошмар творится в эпоху раскрытия информации, интернета, мобильных телефонов и всякого технического прогресса, но всё ещё есть пещерные люди, которые в злобе своей жрут чужие судьбы, и никак не подавятся.

     Сценарист и режиссёр Дестин Дэниел Креттон (Destin Daniel Cretton) мне известен по фильмам «Короткий срок 12» (“Short Term 12”, directed by Destin Daniel Cretton, 2013) и «Стеклянный замок» (“The Glass Castle”, directed by Destin Daniel Cretton, 2017), ещё он написал сценарий, религиозную притчу, которую реализовали в виде фильма «Хижина» (“The Shack”, directed by Stuart Hazeldine, 2017).

     В новом весьма эмоциональном фильме он рассказывает историю адвоката Брайана Стивенсона, закончившего обучение в Гарвардской школе права, который решил окунуться в мрачные глубины штата Алабама, где расизм прикрывается улыбками, высокими должностями и фабрикацией уголовных дел. Основано на реальных событиях. Для написания сценария была использована книга “Just Mercy: A Story of Justice and Redemption”, изданная 21 октября 2014 года, это воспоминания Стивенсона о пройденном пути, в том числе и о том деле, о котором в фильме будет рассказано центральной линией.

     Интересно, что события происходят не в середине века, в самый расцвет расизма, а уже ближе к концу века, в 1987-1993 годах, когда, казалось бы, уже столько сказано на эту тему, столько пережито столкновений на политическом и правовом уровнях, что сей вопрос должен был бы уйти в закат. Однако, ничего не уходит, только трансформируется в более мерзкие формы.

     Здесь рассказывается о случаях, когда полиция составляет дела так, что обвиняет невиновного, просто потому, что так кому-то захотелось. В случае с Уолтером МакМилланом, как я понял, шерифу Тэйту поступил заказ, возможно, щедро проплаченный, что нужно наказать Уолтера, который неосторожно занялся сексом с женой одного влиятельного мужчины. Сие очевидно. Расследование убийства 18-летней девушки безуспешно велось целый год, и вдруг ни с того ни с сего арестовывают именно Уолтера. Почти сразу после неэтичной сексуальной связи. В уголовное дело подсовывают признательные показания одного из преступников, который сел в тюрьму на долгий срок, мол, он был вместе с Уолтером, когда была убита девушка. Хотя даже неразумному понятно, что эти показания были сделкой, чтобы смягчить преступнику срок наказания.

     1987 год, округ Монро, Алабама (Monroe, Alabama). Уолтер МакМиллан пилит деревья на заказ. Владелец частного бизнеса, есть жена, относительно взрослые дети. По характеру не добряк, но и без скандалов, по сути, и муху не обидит, если она не будет грызть ему мозги. Однако имеет слабость к женскому полу. На что жена обижается, но прощает. Не мог он убить девушку, так все говорят. Причём не просто убить... а задушить, потом ещё и пристрелить полумёртвое тело.

     Убийство славной 18-летней Ронды Моррисон потрясло небольшой городок, все требовали справедливости. Когда шериф объявил, что поймал убийцу, народ возрадовался. Был суд. Сначала присяжные вынесли приговор - пожизненное заключение. Но через год судья пересмотрел приговор (видимо, тоже получил взятку, или по доброте душевной), и объявил, что присуждает смертную казнь.

     В 1985 году Брайан Стивенсон из Дэлавера учился в Гарварде на юриста, и проходил стажировку, намереваясь получить степень доктора юридических наук. Его интересовало направление работы со смертниками, ибо, как многим известно, в этой области слишком часто происходят судебные ошибки, и казнят непричастных к каким-либо преступлениям. Согласно статистике 1 человек из 9 приговорённых к смерти является осуждённым без вины. И вот, получив диплом юриста, решил открыть частную компанию по оказанию услуг тем, кто не могут позволить себе адвоката.

     Как я понял, за Брайаном стояла община, некая организация (в фильме прозвучало название "Комитет защиты прав заключенных Юга"), которая помогала финансово, именно она и спонсировала его переселение из Дэлавера в Алабаму. Туда, где не было ни одной отмены смертной казни. Приезд в Алабаму сопровождался всеми стандартными для таких случаем инцидентами, когда расизм среди местных жителей так и прёт из всех щелей. Как сказала мама Брайана, что он едет в такое место, где его могут и убить, потому что отличается от других. Ещё местных потрясло то, что не может быть адвокат с таким цветом кожи, как у Брайана, и смотрели на него с недоверием и подозрением.

     Он сразу взял дело шести приговорённых к смерти, одним из которых был Уолтер МакМиллан. Изучая его дело, не мог не прийти к выводу, что оно сфабриковано. И попытался рассказать об этом и окружному прокурору, и шерифу, и даже писал запросы на имя судьи. Но ему весьма быстро дали понять, что здесь круговая порука, что всё прикрыто большими должностями, он может сколь угодно посылать запросов на выдачу документов или некие пересмотры дела, но всё равно будет отказ. Коррупция, основанная не на деньгах, а на расизме.

     Брайан был не один. Помощница среди местных по имени Ева Энсли, тоже с юридическим образованием, пошла на работу к Брайану, в её обязанностях - документооборот в компании. Они смогли арендовать помещение и открыть офис "Инициатива за равное правосудие" (EQUAL JUSTICE INITIATIVE - это реально существующая организация по сей день), правовой центр защиты заключённых, приговорённых к смерти. Для Брайана дело Уолтера стало основным, и именно об этом противостоянии в фильме рассказывается во всех подробностях, ибо оно вскрывает все болевые точки этой войны за равные права.

     Будет вполне ярко продемонстрировано, каким образом местные, одуревшие от собственной значимости царьки, будут ставить палки в колёса, препятствовать на каждом шагу, не обращать внимания на очевидные и неоспоримые факты, словно ничего не существует, и по прежнему называть красное жёлтым. Конечно, всё закончится для Уолтера МакМиллана хорошо, его освободят, это не каменный век, есть пресса, есть умные люди, сидящие в более высоких властных кабинетах.

     В фильме под финал будут звучать слова о проявлениях всякого рода нетерпимости и угнетении, однако ни слова не прозвучит о коррупции среди должностных лиц, словно это нормально - шерифу подделать документы, а судье принять поддельные документы как правдивые. Мол, они это делают, потому что расисты. Но ведь с такого рода делами нужно бороться простым уголовным преследованием, потому что на одну спасённую жизнь будет десяток погубленных. Какой смысл воевать с шерифом, подделывающим документы, если он остаётся на своём посту? Согласно истории шериф Тэйт в общей сложности работал 32 года, избирался на пост шесть раз. Это значит только одно, что все эти 32 года в тюрьму уходили один за другим невиновные люди с поддельными уголовными делами.

     Акценты в фильме расставлены неправильно. Да, есть пещерные мозги, захватившие власть, но ведь есть и просвещённые люди, которые должны как-то наводить порядок в системе правосудия. Ибо, если местные царьки не будут опасаться, что их накажут за подделку документов, всё так и будет продолжаться, и борьба Брайана Стивенсона за некие равные права будет всего лишь борьбой с ветром, или с ветряными мельницами - бесполезной и бесплодной работой.

     На титрах есть информация, что Брайан Стивенсон за 30 лет смог добиться пересмотра наказания для 140 человек, приговорённых к смерти. Много это или мало? На мой взгляд, ничтожно. Есть информация и о том, что в штате Алабама с начала 90-х годов прошлого века казнили более 60 человек, многие из которых не получили никакой квалифицированной юридической помощи на этапе расследования или сопровождения после приговора. Ещё есть информация о соседе Уолтера по камере смертников, который просидел в камере 30 (!) лет, ожидая рассмотрения своего дела. Благодаря Брайану его тоже выпустили на свободу, и есть документальные кадры, как он выходит на свободу в 2017 году. Это преподносится, как победа правосудия. Как оказалось, этот человек не совершал никаких преступлений. Всё уголовное дело было сфальсифицировано. Кто это сделал? Как были наказаны эти люди? Ни слова. Ветряные мельницы продолжают крутиться. Дон Кихоты выстраиваются в очередь, чтобы бороться, писать книги и рассказывать об этом в фильмах... Ничего не меняется.

     Длительность фильма 2 часа 17 мин 02 сек.

     В РОЛЯХ:
     "Брайан Стивенсон" - Майкл Б. Джордан (Michael B. Jordan)
     "Уолтер МакМиллан" - Джейми Фокс (Jamie Foxx)
     "Ева Энсли" - Бри Ларсон (Brie Larson)
     "Томми Чэпмен, окружной прокурор" - Рейф Сполл (Rafe Spall).

     Моя оценка фильму +5 баллов (из 10). таблицу рейтинга смотреть здесь