Сергей Азарин,
новости Альянса «Мир ХавардАР»:
14 год Чтения Книги ХавардАР


примечание: если не открываются некоторые фотографии, это нормально


     24 день 9 месяца 14 года
     9 декабря 2019, 16:00







     24 день 9 месяца 14 года
     9 декабря 2019, 21:43

     Сказка на ночь:

     «Руби Спаркс» (“Ruby Sparks”, directed by Jonathan Dayton and Valerie Faris, 2012)

     WRITTEN BY ZOE KAZAN.
     Music by Nick Urata.
     Ruby's Artwork - Alexandra Wiesenfeld.

     Очаровательная, обалденная комедия, но не столько, чтобы посмеяться, хотя юмора здесь достаточно, сколько насладиться актёрской игрой актрисы Зои Казан, она показала самый настоящий мастер-класс, как можно сходить с ума и отрываться от земли, ну а сам сюжет и восхитит, и кому-то даст повод призадуматься.

     После фильма «Дружба и никакого секса?» (“The F Word”, directed by Michael Dowse, 2013) не мог не обратить внимание на странную девочку, одновременно весёлую и грустную актрису Зои Казан. В её фильмографии много фильмов, но меня заинтересовали четыре, и первый из них - это «Руби Спаркс». После просмотра обрадовал меня ещё и тот факт, который узнал на финальных титрах, что Зои Казан была единственным сценаристом фильма, она всё придумала, и сама же исполнила главную роль. Ну а кто ещё мог воплотить её замысел лучше, чем она сама? С таким феноменом уже встречался, когда увидел потрясающую, весёлую, наполненную юмором и сатирой комедию «Девушка без комплексов» (“Trainwreck”, directed by Judd Apatow, 2015), где единственным автором сценария была актриса на главной роли - Эми Шумер (Amy Beth Schumer). Можно сказать, что эти два фильма духовно связаны друг с другом.

     Сюжет, конечно, не оригинален, но дело не в оригинальности, а в том, как преподнести. Под маской лёгкой, незамысловатой комедии Зои Казан смогла уместить огромное количество философских тем и всякого рода психологических моментов, даже с религиозным окрасом. Можно только похвалить. Сюжет в чём-то близок к таким фильмам, как "Персонаж" (Stranger Than Fiction, 2006), "Официант" (Ober, 2006), "Ларс и настоящая девушка" (Lars and the Real Girl, 2007) и фильм, о котором мало, кому известно, хотя там играют звёзды индийского кинематографа первой величины Санджай Датт и Айшвария Рай Баччан, "Смятение чувств" (Shabd, 2005). Все перечисленные фильмы - прекрасные жемчужины мирового кинематографа, теперь к ним добавляется история про Руби Спаркс и её душевно-больного писателя.

     Что в фильме?

     Живёт, как может, молодой писатель Келвин, в 19 лет написал роман, которому многие критики пророчили стать новой американской классикой. Но годы идут, а второго романа нет. Доходы за продажи постоянно переиздающегося первого романа позволяют вести сонный образ жизни в своём красивом доме, и даже иметь наглость печатать новые тексты не на ноутбуке, а на классической печатной машинке. Келвин внешне похож на испуганного мальчика, который в чём спал (рубашка, футболка, брюки), в том и пошёл на улицу или на интервью. Долгие дни переживает потрясение после разрушения пятилетних отношений с Лайлой, мол, она так жестоко его бросила, что ему теперь мир не мил. Спасается в общении с собакой, с психологом, с братом, с литературным агентом, и боится любых новых отношений, ибо теперь у него мысль, как у всякого глупого богатого мальчика, что девочки любят его деньги, а не его личность, его душу. Какая там у него душа, непонятно. Сплошные комплексы неполноценности, фобии, неврастения, и плюшевый мишка в объятиях...

     Ко времени событий у Келвина происходит серия снов, где ему видится девушка, загадочная, красивая, она общается с ним во снах, шлёт послания любви и нежности. И вот по заданию психолога, желающего вывести мальчика из депрессивного тупика, Келвин начинает писать рассказ про эту девушку. Вначале это было как игра, не имеющая под собой никакого смысла, книга не для публикации, а так, чтобы провести собственную терапию. Но эта игра начала поглощать его.

     Келвин настолько погрузился в написание романа, что начал влюбляться в своего персонажа. Он знал про неё всё, где она родилась, где училась, с кем трахалась. По сюжету в романе участвует застенчивый мальчик (как бы он сам) и дерзкая девочка по имени Руби Спаркс, имеющая за плечами большой опыт странных отношений. У персонажей назревает любовь. Келвин становится одержимым новым романом, он закрывает всю остальную жизнь и жаждет только одного - продолжать, продолжать, продолжать писать историю любви мальчика и девочки. Осознавая, что девочка в романе - идеальная во всех отношения, что именно такую девочку он хочет и в жизни.

     Как-то утром Келвин выполз из постели, спустился на первый этаж и увидел - Руби Спаркс! Точно такую, как он себе представлял. Вот и всё. Добро пожаловать, для шизофрении вход не воспрещён! Келвин в шоке, начинает бегать от Руби, прятаться, вполне законно думая, что сошёл с ума, ибо персонаж вдруг ожил и делает омлет для Келвина, как и по сюжету, Руби умела хорошо готовить. Он звонит всем подряд, и брату, и психологу. Кто поможет бедному писателю? Кто спасёт его от безумия? Персонаж ожил и бродит по квартире!!!

     Когда выяснилось, что не только он видит Руби Спаркс, но и все вокруг, пришло понимание и в другом. Что Келвин может контролировать персонажа, наделяя его всеми разными качествами, например, быть весёлой, или влюблённой только в него, или бегло говорить по-французски, или биться головой об стену, или прыгать и кричать, что "Келвин - гений!!!". Гарри, брат Келвина, сказал так, что Келвин наивен и совершенно не понимает настоящих женщин, ибо все его женские персонажи картонные, как манекены, они не живые, у них нет чувств. Ну а если так, то простой был совет - увеличить объём груди у персонажа и ноги сделать подлиннее, хоть в чём-то будет удовольствие.

     Келвин, конечно же, не изменял внешность, но постоянно пытался подстроить девочку под свои изменяющиеся желания, уже и сам того не понимая, какая именно ему девочка нужна. В этом есть прекрасное послание, что человек как таковой не может творить ни мир, ни людей (привет фильму "Брюс Всемогущий" (Bruce Almighty, 2003)), наделяя творения способом мысли и целью существования, и даже имея все возможности, - в итоге получается хаос, и никакой жизни. И что нужно не вмешиваться в творение, а принимать творение, как есть, со всеми его особенностями, встраиваться в движение Вселенной, а не менять его, быть как вода, которая находит путь в любой форме. Любимая и красивая девушка точно так же и писает, и потеет, и чихает, как и любая другая, и это надо принимать. Во всём есть достоинства и недостатки. И если уж что-то менять, то не объект своей страсти, а самого себя, становиться лучше каждый день, развиваться духовно и совершенствовать свои материальные возможности.

     Думаю, в финале Келвин понял именно это, когда встретил на поляне в парке девушку, читающую его новый роман. Реальную девушку, внешне похожую на Руби Спаркс. Он обещал самому себе, что не будет пытаться изменять реальную девушку под свои правила и фантазии...

     P.S.

     В фильме меня заинтересовали два факта в эпизоде, когда Келвин и Руби Спаркс предались счастью свободной любви. Это самый настоящий клип на полторы минуты. В клипе использованы песня и фрагмент из зомби-ужастика. Я нашёл информацию о том и другом. Песня звучит по таймеру: 00:34:15 - 00:35:43, это "Ça Plane Pour Moi" в исполнении Plastic Bertrand. В титрах фильм обозначили как "Dead Alive", но на самом деле - это фильм "Живая мертвечина" (Braindead, 13 August 1992), режиссёра Питера Джексона (Peter Jackson), производство Wellington, NZ (Новая Зеландия), длительность в оригинальной версии 1 час 44 мин, выпущен в версии 1 час 37 мин (эту версию легко можно найти), в американском прокате издан под название "Dead Alive" и сокращён до 1 часа 25 мин. В фильме, как гласит энциклопедия, есть самый кровавый за всю историю кинематографа способ убийства.

     P.S.

     Ещё неоднократно в фильме называется книга "Над пропастью во ржи" (Catcher in the Rye, 1951) писателя Jerome David Salinger, к ней даже есть некая отсылка, что Келвина вдохновили строки из книги, мол, Сэлинджер написал, что персонажи могут оживать. Конечно, это метафора, персонажи и так становятся живыми, пока их кто-то видит в кино, кто-то о них читает в книге, представляя их в своём воображении. Я эту книгу не читал, но мне удивительно, что в колоссальном количестве фильмов встречаю упоминание об этой книге, настолько часто, что по числу упоминаний она конкурирует с "Библией". Какое-то наваждение прям-таки, неужели, она настолько важная и интересная?

     В ролях: "Келвин" - Пол Дано (Paul Dano), "Руби" - Зои Казан (Zoe Kazan, д.р. 9 сентября 1983), "Гертруда, мама Келвина" - Аннетт Бенинг (Annette Bening), "Морт, любовник Гертруды" - Антонио Бандерас (Antonio Banderas), "Гарри, брат Келвина" - Крис Мессина (Chris Messina), "Лэнгдон" - Стив Куган (Steve Coogan), "Сайрус" - Аасиф Мандви (Aasif Mandvi), "Доктор Розенталь" - Эллиотт Гулд (Elliott Gould), "Сюзи, жена Гарри" - Тони Тракс (Toni Trucks), "Лайла, бывшая подруга Келвина" - Дебора Энн Уолл (Deborah Ann Woll, д.р. 7 февраля 1985, видел её в фильме "День матери" (Mother's Day, 2010)).

     Моя оценка фильму +10 баллов (из 10). таблицу рейтинга смотреть здесь