Сергей Азарин,
новости Альянса «Мир ХавардАР»:
14 год Чтения Книги ХавардАР


примечание: если не открываются некоторые фотографии, это нормально


     10 день 9 месяца 14 года
     25 ноября 2019, 16:00







     10 день 9 месяца 14 года
     25 ноября 2019, 21:24

     Сказка на ночь:

     «Мгновения жизни» (“The Life Before Her Eyes”, directed by Vadim Perelman, 2007)

     Based on the novel “The Life Before Her Eyes” (11 November 2002) by Laura Kasischke.
     Screenplay by Emil Stern.
     Music by James Horner.

     Драматический триллер с элементами мистики, интригует, завораживает атмосферными визуально красивыми вставками, здесь всё имеет смысл - каждое слово, каждый предмет в руках или на полках, каждая фраза, их значение открывается не сразу, но вся картина обретается только в финале, и он прекрасен, финал - что-то среднее между "Шестым чувством" и "Сердцем Ангела".

     Это второй фильм режиссёра Вадима Перельмана (Vadim Perelman) после отмеченного тремя премиями "Оскар" за лучшую мужскую роль, за лучшую женскую роль второго плана и за саундтрек - "Дом из песка и тумана" (House of Sand and Fog, 2003). И «Мгновения жизни» - тоже драма, и тоже со смертельным исходом. Только через десять лет режиссёр вышел в мир с новым фильмом "Купи меня" (2017).

     «Мгновения жизни» - создан по роману “The Life Before Her Eyes” писательницы Laura Kasischke, изданному в ноябре 2002 года. Есть ещё один фильм, созданный по её роману, это "Белая птица в метели" (White Bird in a Blizzard, 2014), сам роман называется так же, “White Bird in a Blizzard”, был опубликован в 1999. Главные роли в фильме 2014 года исполнили Шейлин Вудли и Ева Грин, и там тоже 17-летняя девушка решает проблемы бытия и жизненного выбора. Это я сужу по аннотации, но сам фильм не смотрел. Теперь думаю, что и здесь надо заполнить пробел.

     Если не вдаваться в подробности, то сюжет «Мгновений жизни» сильно напомнил историю, рассказанную в фильме «Полёт длиною в жизнь» (“Winged Creatures”, 2008), о жизни до и после одного радикально всё меняющего события. Там тоже была стрельба, но в ресторанчике. Если в "Полёте..." действие происходит только после события. То в "Мгновениях..." идёт рассказ о жизни двух персонажей, Дианы и Морин, за год до события и через 15 лет после события даётся рассказ о жизни только Дианы. Но в истории Дианы и Морин важны именно подробности.

     Что в фильме?

     Жили-были две подруги, последний год обучения в школе, 17 лет - время великих перемен, вот-вот хлынет взрослая жизнь и нужно как-то обустраивать свой самостоятельный быт. Диана и Морин - две противоположности, но они постоянно вместе. Удивительно, как они находят общий язык, как понимают друг друга. Диана курит, пьёт, принимает наркотики, занимается сексом с мальчиками гораздо старше её, не верит ни во что, и мечтает только уехать из родного городка, дабы начать настоящую жизнь. В чём именно выражается "настоящая жизнь" не уточняется. Морин - регулярно посещает церковь, слушает проповеди, планирует выйти замуж и только тогда заняться сексом, дарит своему поклоннику замороженный йогурт и мечтает о счастливой семье со множеством детей.

     И вот пришёл тот самый роковой день. Диана рассказывает подруге, что атакует письмами и голосовыми сообщениями нового претендента на любовные отношения, профессора философии. До начала занятий осталась пара минут, но Морин хочет поправить макияж и заходит в туалет, Диана за ней. И тут они слышат дикие крики и - стрельбу из автомата. Подруги в ужасе. Стрельба в школе, очевидно, что людей убивают толпами. И тут Диана вспоминает, что накануне неприметный мальчик Майкл Патрик сказал ей, что "завтра всех убьёт". Подруги хотят спрятаться в туалетной кабинке, но в туалет врывается Майкл с автоматом наперевес и заставляет девушек остановиться. И теперь им предстоит выбор, Майкл хочет убить только одну из них. Морин, со всей своей религиозной праведностью, принимает решение отдать жизнь за подругу...

     Через 15 лет.

     Диане 32 года. Ей снятся кошмары. Каждый год в одно и то же время, в неделю до события. Каждый год школа отмечает День Памяти, собираются выжившие, зачитываются имена. Около школы стоит огромный мемориал с вечным огнём, на мемориале написаны десятки имён убитых в тот кровавый страшный день... У Дианы есть муж, тот самый профессор, он-таки поддался её ухаживаниям и женился, у них родилась милая дочка Эмма, которая ходит в католическую школу. Диана работает преподавателем истории искусства, она уважаемый человек на красивом автомобиле.

     Но все эти годы страдает чувством вины, и страхом, что кошмар в школе может повториться. В печальную неделю обостряются все чувства, она видит призраков прошлого на улицах, в кафе, повсюду. Ищет фотографии, где зафиксированы счастливые события последних дней её общения с Морин. И вспоминает, вспоминает, вспоминает. Что отражается на её поведении, общении со студентами, с мужем, с дочерью. Она постоянно на нервах.

     События перекликаются фразами, малыми нитями сплетаются диалоги, прошлое и настоящее связывается. Диана-32-года и Диана-17-лет вместе проходят через одно событие - встречу в туалете с киллером - для одной это будущее, для другой болезненное прошлое. Каждый элемент имеет значение. Это не фильм, а самая настоящая мозаика, нужно постоянно запоминать детали, связывать их между собой, причём слушать не только диалоги, но и смотреть на фотографии на полках и сравнивать их лица с персонажами двух историй. Фильм идёт меньше полутора часов, но из-за напряжённого повествования и большого потока информации ощущение времени растягивается. Не каждый день встречается такое кино.

     Через прошлое, которое вспоминает 32-летняя Диана, зритель получает ответ на вопрос: почему был сделан такой выбор в туалете. Не буду раскрывать интригу, но она словно молния, печальная молния, тоской наполняющая сердце. Прекрасное ощущение, такое тяжёлое, что хочется закричать...

     P.S.

     Есть единственный, на мой взгляд, нелогичный момент в истории. Сцена: школа, крики, стрельба, две девушки в туалете в относительной безопасности и свободны решать, что делать, у них много времени (заблокировать дверь в туалет и выбить окно, чтобы выпрыгнуть, ума не хватило), появление киллера, именно того, кого они ждали, и ситуация выбора, кто из них должен умереть. Так вот. Киллер не идеальный, не профессиональный боец, он просто мальчик, у которого нервы на пределе и кончились патроны. Он останавливает угрозы, делает один шаг назад, чтобы перезарядить автомат. Сколько это занимает времени? Учитывая трясущиеся руки, а ведь надо достать рожок с патронами из кармана брюк. Из! Кармана! Брюк! На мой взгляд, у девушек было от 30 до 60 секунд свободного времени, когда они могли делать всё, что хотели. Например, прыгнуть на мальчика, повалить его на пол и выцарапать ему глаза острыми наманикюренными ногтями. Ладно, если Морин этого не могла сделать, то почему это не сделала Диана? Она боевая, дерзкая, постоянно нарушает правила, бесконтрольна, всегда в конфликте с преподавателями. Да просто, выбей автомат из трясущихся рук, когда идёт процесс перезарядки, пни мальчика, чтобы он упал, и беги, очевидно, что он не координирует свои действия настолько, чтобы держать всё под контролем. Всё могло быть по-другому, времени было достаточно, чтобы две сытые, взрослые, высокие, физически сильные девушки оказали сопротивление безоружному морально надломленному худенькому мальчику.

     В ролях: "Диана, 17 лет" - Эван Рэйчел Вуд (Evan Rachel Wood, д.р. 7 сентября 1987), "Диана, 32 года" - Ума Турман (Uma Thurman), "Эмма, дочь Дианы" - Гэбриэлль Бреннан (Gabrielle Brennan, д.р. 23 октября 1996), "Морин, 17 лет" - Ева Амурри (Eva Amurri), "Пол, профессора и муж Дианы" - Бретт Каллен (Brett Cullen), "Маркус, любовник 17-летней Дианы" - Оскар Айзек (Oscar Isaac), "Майкл Патрик, киллер" - Джон Магаро (John Magaro), "Преподаватель анатомии" - Джек Гилпин (Jack Gilpin).

     Моя оценка фильму +7 баллов (из 10). таблицу рейтинга смотреть здесь