Сергей Азарин,
новости Альянса «Мир ХавардАР»:
14 год Чтения Книги ХавардАР


примечание: если не открываются некоторые фотографии, это нормально


     22 день 3 месяца 14 года
     10 июня 2019, 14:00






     22 день 3 месяца 14 года
     10 июня 2019, 18:49

     Сказка на ночь:

     «Жилец» (“Le locataire \ The Tenant”, directed by Roman Polanski, 1976)

     Based on the novel "Le Locataire Chimerique" (1964) by Roland Topor.
     Screenplay by Gerard Brach, Roman Polanski.
     Music by Philippe Sarde.

     Земной мир густо населён разными живыми организмами, среди них имеет очевидное преимущество существо под названием человек-сосед. Оно вооружено и очень опасно, постоянно шумит, болтает без умолку, что-то делает, даже ночью. Даже когда человек-сосед ложится спать, умудряется испортить жизнь остальным разумным существам.
     Чудовища порождают чудовищ. На примере гражданина Трелковского показано, как вежливый, добрый, простой, мухи-не-обидит-человек, становится под давлением общества психически больным и опасным для себя и окружающих, полноценным членом клуба сумасшедших обитателей земных пространств, меж собой соседей. Где-то слышал как говорят, что дети рождаются невинными, но общество превращает их в негодяев.
     Кто такие "соседи" в фильме? Это все люди. Каждый в отдельности и все в совокупности. Если вы будете носить тапочки, то это понравится соседям - простое правило, но если таких правил становится слишком много, тогда можно дойти до абсурда. Чтобы удовлетворить все пожелания соседей, нужно стать мёртвым. Мёртвые не шумят и не просят многого. Мёртвый, в смысле духовно мёртвый, согласный на всё со всеми, идущий строем в небытие. Путь Симоны Шуль и путь Трелковского - это путь удовлетворения желаний всех соседей. Всё, что они сделали в финале, это всего-лишь стали теми, кем все хотели их видеть, тихими и неслышимыми, мёртвыми и послушными. Соседям жаль только, что опять стеклянный навес над подъездом надо чинить...
     Однажды утром ранним в тихий серый дом пришёл заинтересованный гражданин, дабы осмотреть квартиру, сдающуюся в аренду. Фамилия гражданина - Трелковский. Не просто было получить разрешение на осмотр, и ещё сложнее уговорить арендодателя, мистера Зи, который хотел сорвать как можно больше за то, что стоит не так дорого. Ведь это не просто квартира, а квартира с историей: во-первых, нет туалета, он общий для всех, нужно идти в дальний коридор, а чтобы узнать, занято в туалете или нет, можно посмотреть в окошко, как кто-то испражняется; во-вторых, в квартире жила добрая девушка, Симона Шуль, которая неожиданно выпрыгнула в окно, но осталась жива, и теперь на краю жизни и смерти лежит в больнице.
     Трелковский в отчаянии, нужно жильё, но нужно проверить, вернётся ли девушка в дом. Идёт в больницу, и там встречается с её подругой по имени Стелла, которая озадачена тем, что произошло с Симоной, ведь она была нормальной, когда накануне прощались. Трелковский и Стелла проводят остатки дня вместе, расстаются друзьями. Трелковский работает на низкой должности за маленькие деньги, в свободное от работы время с трепетом в сердце обдумывает, кому достанется квартира. Однажды судьба улыбнулась, Симона умерла, в квартиру можно въезжать. Только вместе с квартирой Трелковский получает и вещи Симоны, и всех её назойливых соседей, которым не нравится, когда шумно. При их требованиях, лучше не дышать, иначе стены будут дрожать, а это создаст шум и беспокойство.
     И здесь не только соседи по дому, и в местном ресторанчике тоже такие же соседи, которые всегда укажут, что нужно пить, что нужно курить, куда сесть, как смотреть, как разговаривать. Много правил. Одень платок и юбку, чтобы быть как все, вынь руки из карманов. Ходи прямо. Не смотри по сторонам. Не нарушай правила, а то мистер Зи примет меры. Или госпожа Диос соберёт подписи, чтобы обложить тебя санкциями. И что остаётся несчастному одинокому гражданину? Подстраиваться. Надевать тапочки и говорить тихо. Даже соблюдая правила, ты всё равно их нарушаешь, потому что твоё присутствие в этом доме уже нарушение правил. То, что ты живёшь в нашем доме, дышишь нашим воздухом, ходишь по нашей лестнице. За это будет оформлена коллективная жалоба, и полиция будет принимать меры, ведь ты неблагополучный сосед. Каждый день включаешь свет и кран с водой. Это создаёт шум и беспокойство.
     Трелковский медленно, но верно сходил с ума, познакомился с паранойей и шизофренией, они стали добрыми милыми друзьями. Превращение в Симону Шуль, идентификация себя с жертвой, умертвление своей души. Ну а когда он достиг определённой стадии, то разучился различать правду от лжи, во время активизации параноидального состояния - кругом ложь, кругом обман. Разгром квартиры Стеллы, побег от подозрительного таксиста, конфликт на дороге, везде ужас и кошмар, везде обман и провокация, кругом заговоры.
     Финальная сцена хоть и трагичная по сути, но меня рассмешила.
     Фильм очень интересный, медленное нагнетание страха, обречённости, безвыходного положения. Роман Полански в главной роли! Да только ради этого надо посмотреть фильм. Исполнен в стиле Хичкока, красиво, жутковато, иногда с юмором. Достойный фильм, современным триллерам должно быть стыдно, что они не дотягивают до этого уровня. Отдельное спасибо хочу сказать за появление в фильме Евы Ионеско (Eva Ionesco), она здесь как бриллиант на торте, ценный, но кажется лишним, ведь это торт, а не ожерелье, однако без него блюдо будет создавать шум и беспокойство.
     В ролях: "Трелковский" - Роман Полански (Roman Polanski), "Стелла" - Изабель Аджани (Isabelle Adjani), "Беттина, молчаливая девушка-инвалид" - Ева Ионеско (Eva Ionesco, д.р. 18 июля 1965), "Господин Зи" - Мелвин Дуглас (Melvyn Douglas), "человек, который был недоволен Трелковским в кинотеатре; он же автор музыки для фильма" - Филипп Сард (Philippe Sarde).

     Моя оценка фильму +8 баллов (из 10). таблицу рейтинга смотреть здесь