Сергей Азарин,
новости Альянса «Мир ХавардАР»:
12 год Чтения Книги ХавардАР


примечание: если не открываются некоторые фотографии, это нормально


     8 день 8 месяца 12 года
     24 октября 2017, 11:00 + 14:00







     8 день 8 месяца 12 года
     24 октября 2017, 12:23

     Сказка на ночь:

     «Исход: Цари и Боги» (“Exodus: Gods and Kings”, directed by Ridley Scott, 2014)

     Шестая Ночь Сказаний.
     Наконец-то, посмотрел эту красивую и эпичную сказку. Уж было начинал смотреть осенью 2015, и посмотрел первые где-то 20 минут, до того момента, когда Моисей узнал от раввина, что он не египтянин. Но потом дела-заботы отвлекли, пришлось отложить просмотр. Да и стал появляться интерес к иным фильмам, целому морю-океану. И вот, выбирая сказки для Праздника Девяти Ночей 10425 года, решился всё-таки на то, чтобы посмотреть и эту сказку, и именно в Шестую Ночь Сказаний.

     Предисловие:

     1300 b.c.e.
     For 400 years the Hebrews have been slaves ti Egypt.
     Building its statues, its cities, its glory.
     In all that time they have not forgotten their homeland.
     Or their God.
     God has not forgotten them.

     Вот, нашёл энциклопедические данные по Рамсесу II Великому, чтобы уж до конца оформить для себя картину:

     ru.wikipedia.org

     egyptopedia.info

     Копия из энциклопедий:

     "Несмотря на огромное количество памятников и документов, носящих на себе имя Рамсеса II..."

     "Первой главной супругой Рамсеса II была знаменитая красавица Нефертари Меренмут, которой был посвящён малый храм в Абу-Симбеле; после преждевременной смерти царицы, погребённой в уникальной по своей красоте гробнице в Долине Цариц..."

     "Рамсес II скончался на 67-м году правления..."

     "...имена 119 детей Рамсеса (59 сыновей и 60 дочерей), которые предполагают большое количество наложниц, кроме известных нам законных жён, а по некоторым подсчётам — 111 сыновей и 67 дочерей..."

     "Во время его длительного правления, по праву считающегося одной из эпох высочайшего расцвета египетской цивилизации, было создано огромное количество храмовых комплексов и монументальных произведений искусства..."

     "В последние годы правления Рамсес II был обожествлён как «Великая Душа Ра-Хорахте», объявив себя, таким образом, воплощением солнечного бога на земле"

     "Спустя тысячелетие после правления Рамсеса II его культ процветал в Мемфисе и Абидосе. Весьма показательным стало наследие образа царя и его сыновей в древнеегипетских и античных сказаниях и легендах"


     Изучая историю и сопоставляя факты, делаю такой вывод: что Исход, описанный столь поэтически, на самом деле был обычной департацией. Рамсес Второй (XIX династия) вынужден был с троном принять в наследство и войну с небывало по тем временам сильным противником - с Хеттами. Велась война на истощение, страна не выдерживала нагрузки, и уж тем более уже не могла содержать столь огромное число рабочей силы, по тем временам, 400 тыс человек - это целое государство. (Примечание, для сравнения масштабов: "Весной 5-го года своего правления Рамсес, собрав более чем 20-тысячное войско, выступил из пограничной крепости..." - и это считалось великой армией!) Возможно, что департация была принудительной, потому такой болезненной, что оставила неприятные воспоминания, и произошло некое психическое замещение через сказки и легенды. Ведь новому племени нужна история, желательно, волшебная. Вот её и создали сказочники, сидя у костров, пока изгнанные искали Землю Обетованную.
     То, что Ридли Скотт показал "тяжёлый труд рабов в каменоломнях, таскающих гигантские многотонные глыбы на деревянных салазках" - это самый настоящий вздор и ахинея. Уже все учёные доказали, что никаких каменных глыб никто не добывал и на салазках не таскал, да и таких гигантских каменоломен никогда не существовало в Египте. Это просто нереально. Какие нужны салазки, чтобы перетащить камень в 100 или даже в 10 тонн? В основании некоторых пирамид есть камни в 1000 тонн! Никто никогда ничего не таскал. И это не камни, а простой незамысловатый бетон, производством которого могли легко и беззаботно заниматься в лучшем случае пару тысяч человек. То, что 400 тыс человек единовременно потеряли дом, работу и перспективы, - это факт. Но никакого драматизма, никаких крокодилов, мух, казней младенцев и прочих чудес, никаких ужасных сопутствующих событий - не было и не могло быть.
     Если бы было так, как описывает Ридли Скотт, то царь Рамсес Второй, как идиот, который не справился с управлением, был бы легко замещён на другого царя. В Египте в ту пору была очень сильная вторая власть - религиозная, жрецы могли легко убрать Рамсеса в любой момент и сами бы стали править. Так это было не раз в прошлом, и так это было в конце XXI и XXII династий, когда Египтом правили только жрецы. Однако как хранит история, Рамсес Второй правил чуть ли не дольше всех иных Египетских царей, что свидетельствует о том, что он был умён, удачлив, успешен, и это реально противоречит тому, что во дни его правления Египет постигла такая мощная катастрофа. Если бы на Египет пала хоть тень таких проблем (даже за то, что он, как показал Ридли Скотт, казнил верховную жрицу), от Рамсеса Второго История вытерла бы ноги и оставила бы ровно столько же информации, сколько осталось о правлении Аменхотепа IV, известного как Эхнатон. То бишь, ничего, ну или близко к ничего.

     Это материальная сторона вопроса.

     Но для меня главная - духовная сторона.

     На мой взгляд, Суть Бога в том, чтобы ТВОРИТЬ ЖИЗНЬ, а не в том, чтобы убивать одних и спасти других. Это земное, человеческое разграничение, на котором построены все отношения между людьми. Для Бога нет разницы между его творениями - хеттами, египтянами, ассирийцами или иудеями. Это человеческое разграничение. Для Бога все творения равны в своих правах и свободах, каждое живое существо в равной степени получает от Бога милость, знания, жизненную силу, любовь, добро и радость. Право каждого живого существа принимать эти дары или отказываться. Принимая - жизнь улучшается, отказываясь - жизнь ухудшается. Не является интересом Бога то, чтобы кто-то из Его творений принял эти дары, а кто-то отказался. Он не имеет никакого интереса и привязанности к этому, и это очевидно и не нуждается в особых доказательствах. Но в этом интерес должен быть только у сотворённого существа, и не вина Бога в том, если существо, отказавшись от даров, стало хуже жить.
     То, что показал Ридли Скотт (как понимаю, это очень близкое изложение основного мифа), говорит о Боге, непосредственно привязанном к стремлениям и надеждам сотворённых существ, делающим весьма странные ритуалы с кровью ягнёнка, и прочие слишком уж земные вещи. На мой взгляд, Бог не будет посылать крокодилов и мух, чтобы воздействовать на царя Египта, дабы он принял некое решение, - это слишком сложно, затратно и долго. Но ниспошлёт поток правильных мыслей, который в одно мгновение создаст для царя образ того, как нужно поступить правильно, что нужно сделать. Ибо всё во Вселенной делается по принципу простоты и доступности, ради распространения добра и радости. Какую радость распространяли мухи и мёртвые младенцы? Такое понимание Бога, как представлено в этом мифе, говорит о том, что ни о каком Боге здесь речи вообще нет, и что всё это человеческое земное простое незамысловатое восприятие и изложение событий, жизненных процессов и отношений между людьми. Ибо, если принимать подобное, то необходимо принять как реальность трёх-голового дракона, бабу-ягу, Дэйви Джонса на "Летучем голландце" и сторуких титанов, толкающих Землю изнутри.
     “Exodus: Gods and Kings” - это самая настоящая сказка, настолько настоящая, что в неё поверили сильнее, чем в Румпельштильцхена из сказок Братьев Гримм или в Карлсона из сказок Астрид Линдгрен. У каждого народа есть своя мифология - про Одинна, про Перуна, про Вишну, про Аматэрасу, про Энлиля, про Цернунноса, про Кетцалькоатля, - так почему бы не быть и такой: про говорящий горящий куст? В итоге получилось, что реально болезненная департация превратилась в сказочный волшебный миф о Богах и Царях.
     В ролях: Кристиан Бэйл (Christian Bale), Джоэл Эдгертон (Joel Edgerton), Джон Туртурро (John Turturro), Мария Вальверде (María Valverde), Бен Кингсли (Ben Kingsley), Индира Варма (Indira Varma), Голшифте Фарахани (Golshifteh Farahani), Гасан Масуд (Ghassan Massoud), Юэн Бремнер (Ewen Bremner).

     P.S. здесь Мария Вальверде (персонаж: жена Моисея) предстаёт в роли золотой жемчужины, украшая весь фильм, как Марго Робби была золотой жемчужиной, украшая фильм “Suicide Squad” (2016).

     Моя оценка фильму +7 баллов (из 10). таблицу рейтинга смотреть здесь