Сергей Азарин,
новости Альянса «Мир ХавардАР»:
12 год Чтения Книги ХавардАР


примечание: если не открываются некоторые фотографии, это нормально


     2 день 7 месяца 12 года
     17 + 18 сентября 2017, 11:00







     2 день 7 месяца 12 года
     18 сентября 2017, 13:07

     Сказка на ночь:

     «мама!» (“mother!”, directed by Darren Aronofsky, 2017)

     Written by Darren Aronofsky.

     Видимо, время классических изложений библейских сюжетов Голливудом закончилось до выхода фильма "Эван всемогущий" (2007). Пришло время сложновыстроенных абстракций, подобных фильму «Дни Искушения» (2015), или комедий и мультфильмов. Иногда мелькают красивые киноформы, как "Исход: Цари и боги" (2014), но и они уже больше относятся к развлекательному кино, чем служат цели донесения до зрителя особых идей Старого и Нового Заветов. В последние дни появились два значительных фильма на библейскую тему - это «Хижина» (2017) и «мама!» (2017). На мой взгляд, они отлично дополняют друг друга, деля поровну меж собой красоту, серость, диалоги, тишину, образность и эмоции. Но чего в избытке в обоих произведениях - так это ситуаций, которые выстроены как притчи.
     Если «Хижина» - это приятный, лёгкий фильм, который добр к зрителю, то «мама!» прячет за спиной бензопилу, и пока добродушный зритель гипнотизируется, наблюдая за движениями и мимикой Дженнифер Лоуренс, он не услышит звука набирающей обороты бензопилы, которая вот-вот обрушится на мозг зрителя всем кромешным кровавым ужасом созданного Аронофски театра абсурда и сюрреализма.
     По сути, если убрать все абстракции - это просто попытка объяснить зрителю, как Аронофски понимает библейский сюжет, как он понимает фигуру Бога, Его мотивы, цели, возможности, степень взаимного влияния, которое возникает между Творцом и сотворённым Им миром. Можно принимать его трактовку, можно не принимать. Но такая точка зрения заслуживает быть услышанной. На мой взгляд, она слишком уж зажата в узких рамках, поверхностна. Я не увидел в этом фильме того, что очевидно из школьного учебника по истории - развития человечества. Бог, по версии Аронофски, полностью лишён качества саморазвития, у Него нет способности анализировать события, делать выводы, совершенствовать сотворённое, и Он не способен управлять своим творением, но сконцентрирован только на самом процессе, да и то, на процессе ради процесса, ну и конечно, на полной привязанности к результату. Он так любит жизнь, что готов эту Жизнь обмануть, отняв у неё самое ценное, а то и убить, пусть и не собственными руками, но своим безразличием довести Жизнь до самоубийства.
     Из плюсов, Аронофски заставил меня чуть ли не всю вторую половину фильма вспоминать цитату из Библии, пытался вспомнить, как она звучит. Эти слова из популярного Псалма прозвучали во многих голливудских фильмах:
     Псалом 22:6 "Так, благость и милость да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни".
     И ещё:
     Псалом 60:5 "Да живу я вечно в жилище Твоём, и покоюсь под кровом крыл Твоих".
     Даррен Аронофски создал фильм как раз об этом. О доме Господнем, что двери для всех, привлечённых Его словом, открыты, что все Его творения живут там вечно. Здесь есть комнаты и для убийц, и для праведников (в фильме пробежались по коридорам даже Эпикур и Добрая Самаритянка), и для пророков, и для некромантов. Живите и наслаждайтесь! Но, по версии Аронофски, этот дом постепенно превращается в ад, причём, именно усилиями самого Творца, не видящего иного пути. Ну и конечно, когда Жизнь убивается, то наступает Апокалипсис: все творения стираются Пламенем, исторгнутым Бездной, а потом начинается новый цикл. Вот такая компьютерная игра. Но у стандартной игры есть несколько уровней, когда игрок взрослеет, умнеет, набирается навыков, то переходит на новые высокие уровни сложности. К сожалению, Аронофски держит своего Творца постоянно на одном уровне, ибо совершаются всё те же ошибки. Процесс ради процесса. "Извините, мои любимые творения, если вы пострадали во время моей игры, погибли, что-то утеряли, страдали и рыдали. Подождите, сейчас перезагружу компьютер и начну по-новой".
     В ролях: Дженнифер Лоуренс (Jennifer Lawrence), Хавьер Бардем (Javier Bardem), Эд Харрис (Ed Harris), Мишель Пфайффер (Michelle Pfeiffer).

     Моя оценка фильму +7 баллов (из 10). таблицу рейтинга смотреть здесь