Сергей Азарин,
новости Альянса «Мир ХавардАР»:
12 год Чтения Книги ХавардАР


примечание: если не открываются некоторые фотографии, это нормально


     29 день 6 месяца 12 года
     15 сентября 2017, 11:00





     29 день 6 месяца 12 года
     15 сентября 2017, 12:00

     Сказка на ночь:

     «Чтец» (“The Reader”, directed by Stephen Daldry, 2008)

     Screenplay by David Hare.
     Based on the book 'DER VORLESER' (1995) by Bernhard Schlink.

     "Давай изменим последовательность. Вначале ты почитаешь для меня. Потом мы займёмся сексом".



     Случайно встретил этот фильм, заинтересовался, посмотрел. Не скажу, что в восторге, хотя ставлю высокую оценку. Это, на мой взгляд, чрезмерно жёсткая драма. Не знаю, реальный ли был персонаж, Ханна Шмиц (Hanna Schmitz), с которого писал свою историю Бернхард Шлинк, но мне показалось, что писатель намеренно сделал драму как можно драматичнее, видимо, чтобы показать, насколько иной раз абсурдными и непреодолимыми оказываются обстоятельства жизни, против которых весьма непросто бороться.
     Фильм щедро наполнен идеями, и делится как бы на две части. Первая - рождение красоты. Любовь, очарование. Вторая - разрушение красоты, словно такой посыл, что красоте в этом мире нет места. Ну или неосторожное обращение может погубить красоту. Несмотря на то, что высоко оцениваю этот фильм и мне было интересно за всем происходящим наблюдать, анализировать, ощущать все эти потоки эмоций, не готов рекомендовать его к просмотру. Пусть это будет осознанным выбором каждого зрителя, чтобы прочувствовать финал во всей энергетике.
     По сути, это фильм о выборе. О постоянном выборе между Да и Нет, и неизбежной ответственности за свой выбор. Ведь здесь не только рассматривается некая страшная тайна из прошлого Ханны, что она была участницей в том далёком событии и позволила произойти тому, что потом многие осудят. Но и создание новой тайны, когда Михаэль, способный спасти жизнь Ханне, умалчивает важный факт во время суда. Тайна Ханны погубила её жизнь, тайна Михаэля погубила его жизнь. И это был их выбор.
     Тут, конечно, ещё и тема о законе и справедливости. Что есть закон, что есть справедливость? Если гражданин государства живёт, действует и соблюдает законы государства, справедливо ли его судить за честное исполнение? А если он начнёт осознавать, что правильно в этих законах, что нет, тогда он не сможет исполнять законы государства, которые ему покажутся несправедливыми, тогда - он преступник. Но может ли знать человек будущее? Что однажды в будущем люди осудят законы прошлого и будут судить каждого, кто их исполнял? Этого никто знать не может. Справедливо ли тогда судить исполнителя? Вот сейчас в государстве, в котором я живу, приняты некоторые законы, которые все люди, способные здраво мыслить, называют нарушающими права и свободы человека. Однако эти законы приняты, утверждены действующей властью, каждый гражданин обязан их соблюдать, пока они не отменены на всей территории государства. Если кто-то не соблюдает, значит, он преступник. Но, человек, не соблюдающий законы, нарушающие права и свободы, может ли являться преступником? В моём понимании, справедливо судить источник лжи и неправедных законов, насаждающий их повсеместно, а не тех, кто вынуждены под гнётом насилия подчиняться и следовать.
     Сложные вопросы звучат в фильме, но однозначного ответа не предлагается. Потому что его нет. Что есть правда, что есть ложь? Как отличить? Нет чёткого рецепта.
     "А как поступили бы вы? Мне не нужно было увольняться из "Сименс"?".
     *
     Не знаю, не читал книгу, может там это объясняется, но мне показалось, что если бы Михаэль на последней встрече обнял бы при прощании Ханну, она осталась бы жива. Это был для неё последний камень, она почувствовал холод, а ей нужно было тепло, и этот камень утянул её на дно. Не думаю, что она решила завершить жизнь из-за того, что боялась выйти в мир, или из-за того, что её съели призраки прошлого. Именно холодное сердце Михаэля погубило её во второй раз... Сначала трусость, потом холод.
     Возможно, этот фильм о том, как важно во всём и всегда говорить правду. Не ту "правду", которую услышал в телевизоре или прочитал на плакате или в газете. А ту правду, которую чувствуешь сердцем. Нельзя доподлинно точно знать, что есть правда, но то, что звучит в сердце, может быть именно правдой. И даже если эта правда убьёт говорящего, всё равно нужно говорить. Ибо если это Истина, то с Истиной душа говорящего соединится, а это при любом исходе лучше, чем жить в страхе и лжи...
     В ролях: Кейт Уинслет (Kate Winslet), Давид Кросс (David Kross), Рэйф Файнс (Ralph Fiennes), Бруно Ганц (Bruno Ganz).

     Моя оценка фильму +9 баллов (из 10). таблицу рейтинга смотреть здесь



     26 день 10 месяца 11 года
     9 января 2017, 14:00

     Иллюзия любви,
     иллюзия жизни,
     иллюзия чувств,
     иллюзия разума...

     Любить то, чего нет,
     ненавидеть то, что есть.
     Говорить с тем, кого нет,
     молчать с тем, кто рядом...

     Письма, которые никто не прочитает,
     молитвы, которые никто не услышит,
     страдания, которые никто не поймёт,
     усилия, которые никто не оценит,
     жизнь, которую никто не заметит -
     всё иллюзия, всё обман, всё пустота...

     И каждому новорождённому -
     кусок пирога из ада реальности с ароматом шизофрении.
     Добро пожаловать в мир земной!


     - цитата из Книги Слов и Дней (сборник цитат и афоризмов, приложение к Книге ХавардАР (Трилогия ХавардАР)). Эти слова записал после просмотра кинофильма «Иллюзия любви» (“Mal de pierres”, directed by Nicole Garcia, 2016). Иной раз встречаются такие истории, которые дают пищу для всесторонних размышлений, и эта пища немного побогаче, чем там, что была у Хаварда, когда он (в Книге ХавардАР) смотрел в окошко Дома Скорбящих Душ...



     Дополнительная публикация:
     15 сентября 2017, 14:08 в блоге google+\azarinsar