Н.Хикматуллин для «ФАНТКРИТИК - 2007»,
рецензия на книги, написанные в жанре фантастики (оригинальный текст)
май, 2007


   Сергей Азарин. Хавард. История биржевого игрока
   М: Москва, 2006

   Уважаю фантастику за то, что здесь можно встретить необычные философские учения, как у Д.Гэрролда, интерпретации человеческого мировоззрения в иных условиях жизни, как у Ф.Герберта, интуитивные прозрения будущего, как у А.Азимова. В прошлом году познакомился с оригинальной перспективой судьбы человечества в романе С.Азарина «Хавард. История биржевого игрока». По названию трудно было заподозрить, что меня ждут новые открытия в фантастике.

   Автор создает постепенный вход в книгу, как бы предупреждая о масштабном замысле: предисловие, настраивающее на высокий стиль; пролог - описание древнего ритуала в ночном лесу. Первые главы знакомят с главным героем, Хавардом, который находится в «психушке», с его эмоциональными переживаниями, мучительным непониманием, почему там оказался. События развиваются быстро. Внезапная любовь и эротическая сцена с медсестрой смягчают начало. Дальнейшая череда событий вновь увеличивает накал: изоляция, страшные видения, попытки героя бороться с собственным безумием, Тени, Голоса, бесследная пропажа возлюбленной, мистические исчезновения персонажей, тупиковые расследования…

   Хавард сроднился с безумием, знакомится с другими пациентами – читателю открываются картины разных душевных болезней. В потоке новых сюрреалистичных событий герой знакомится с посланником из иного мира, который проник в лечебницу помочь Хаварду совершить побег.

   Беглецы попадают в потусторонний мир, новое Измерение. По дорожке без направления, полной ловушек от преследователя, таинственного Ле’Зи Манухара, они идут через Иллюзорный Лес. Посланник, Рафи Таммам, открывает Хаварду, бывшему трейдеру, мир иных «акций», чем те, к которым тот привык. В другом мире акции выращивают и ими питаются. Миры соприкасаются и взаимно влияют – это раскрывается в понятиях и реалиях фондового рынка, близких главному герою. Рассказ необычен и интересен, исподволь вводит несведущего читателя в сферу фондовых ценностей, но это лишь ступень к новой реальности.

   Рафи Таммам попадает в ловушку, Хавард остается один, недолго. Его похищают сквозь огонь в иной мир, где он встречается с Силами Высшего Порядка, иного уровня жизни, чья резиденция находится в… Ираке. Хаварду раскрывают невероятные подробности устройства Вселенной и взаимодействия Сил, влияющих на миры, историю человечества последних ста тысяч лет, пророчество будущего человеческой расы, разъясняют причину противостояния современной Америки и Ирака. Переплетение судеб Вселенной и человечества представляется в шокирующих подробностях. Оригинально описание высших существ, их языков, общения. Бестелесное создание возможно постичь только через его мысли, эмоции, и автору это удается: передать взаимоотношения, мотивы поведения неведомых обитателей Вселенной; их местоположение задается системными координатами в глубинах Космоса.

   О человеческой расе Хавард узнает много нового – изначальную цель, этапы развития, перпективы на ближайшие тысячи лет. Автор смело рассуждает о вопросах, связанных с Божественным, Душой и т.д. Образованный читатель оценит выдвинутую концепцию Бытия. Имея вполне определенное мировоззрение, идеологию, автор формулирует целостную философскую теорию, полную афористичных отступлений, оригинальных эпиграфов к главам, - читателю остается лишь вкушать все это многообразие с неспешностью гурмана.

   Нашему взору предстают «Картина Вечности», которая наглядно преподносится в виде графика Индекса Поворота Вселенной, рисунок Древнего Манускрипта, который был написан на Земле более 100 тыс.лет назад. Чтобы разглядеть в нем мелкие детали, нужен увеличитель. Рисунки, в книге их около 40, производят неизгладимое впечатление. Раскрывается причина, почему именно игрок привлек внимание сверхъестественных сил, в чем отличие обычных людей от тех, кто одержим игрой. Книга, насколько могу судить, единственная в жанре фэнтези/фантастики, концептуально связанная с деловой, финансовой сферой, мировыми рынками, экономикой. Здесь нет границ, это единая «всемирная биржа».

   Невозможно с первого раза уяснить все подробности открывшегося пейзажа Вселенной, запомнить все категории населяющих существ. Много незнакомых слов и терминов, антураж из загадочных дат, заклинаний добавляют тексту мистический ритм. Главы расположены не линейно, переплетаются подобно Узору Аккаунта Судьбы, что расщепляет Ткань Реальности. Процесс разрушения Вселенной должен быть заторможен - в этом состоит предназначение Хаварда, который становится Летописцем Вселенной. В книге Сергея Азарина много действующих лиц, в Книге Летописца Хаварда - их бессчетное количество. Хавард отдает понятную жизнь смертного ради того, чтобы сгладить последствия чужой ошибки, но, в душе оставаясь человеком, по-прежнему стремится найти возлюбленную, исчезнувшую при странных обстоятельствах. И находит ее в облике богини, однако соединиться им возможно разве только в Мире Сновидений по прихоти Лунного Странника. В этом особый трагизм, эмоции захлестывают. Надо отметить, эротические сцены автор описывает одновременно и чувственно, и возвышенно. Кроме того, сама природа одухотворена, является полноценным действующим лицом.

   Не менее загадочен завершающий книгу «Дневник Автора», в котором С.Азарин рассказывает об этапах создания книги, расшифровывает свои рисунки, каллиграфию, термины и понятия. Здесь вымысел уже переплетается с реальной жизнью автора. Ощущение недосказанности остается. Нам обещан второй том, остается подождать до… 2016 года, но в горизонтах книги – это всего лишь миг.



© Сергей Азарин, 2007. | в начало страницы